
В мире, где мгновенные сообщения стали обыденностью, искусство написания писем кажется чем-то древним. Тем не менее ещё совсем недавно это был лучший способ передать весть на большое расстояние. И ничто не сравнится с письмами, если речь идёт о возможности узнать подробности из жизни исторических личностей.
Практически у каждой известной фигуры можно найти целый архив переписки. Письма нередко раскрывают их взгляды, которые они не высказывали публично, а также показывают личные связи с другими людьми. Особенно это интересно, когда речь идёт о богатых, влиятельных и знаменитых людях. Среди них встречаются самые неожиданные и порой невероятные пары переписчиков. Это могут быть попытки убедить мировых лидеров, проявления скрытого восхищения или дружба по переписке. Ниже представлены десять малоизвестных случаев, когда знаменитости обменивались письмами.
Эйнштейн и Фрейд

Логично предположить, что объединение самых блестящих умов планеты может помочь найти решение сложнейших мировых проблем, например войны. Именно такую цель поставил перед собой Международный институт интеллектуального сотрудничества, который в 1932 году организовал обмен письмами между физиком Альбертом Эйнштейном и психоаналитиком Зигмундом Фрейдом.
Их переписка, получившая название «Почему война?», началась с того, что Эйнштейн попросил Фрейда поделиться психологическими наблюдениями. Он хотел понять, есть ли надежда на всеобщий мир или же склонность к насилию заложена в человеческом мозге. В письмах они обсуждали историю войн, их роль в политике и выражали надежду на успех Лиги Наций.
К сожалению, эти письма не привели к установлению мира. Более того, они не получили ожидаемого распространения, так как были опубликованы в 1933 году — в год прихода Гитлера к власти. Нацисты быстро попытались опорочить работу обоих учёных, которые были евреями и пацифистами.
Генри Форд и Махатма Ганди
Пацифизм Махатма Ганди и успех его кампании гражданского неповиновения находили отклик в самых неожиданных кругах. Одним из восхищённых наблюдателей оказался Генри Форд — один из богатейших людей мира, который, однако, производил бомбардировщики для нужд Второй мировой войны.
Форд поддался давлению правительства, но считал, что США должны были оставаться нейтральными. Он не был сторонником империализма, а его автомобили активно покупали в крупнейших городах Индии. В 1941 году он написал Ганди письмо, назвав его «одним из величайших людей, которых знало человечество».
Любопытно, что несколькими годами ранее Форд получил другое письмо, якобы от известного поклонника. На самом деле оно, скорее всего, было подделкой, и точно не от пацифиста. В 1934 году ему прислали записку, подписанную гангстером и грабителем банков Джоном Диллинджером, который хвалил «превосходные» автомобили Ford, известные тем, что их часто использовали преступники.
Черчилль и Герберт Уэллс

О личности Уинстона Черчилля написано так много, что трудно поверить — до 2006 года мало кто знал, что он был поклонником научной фантастики. Особенно он ценил творчество Герберта Уэллса, автора «Войны миров» и «Машины времени».
Черчилль заимствовал фразы из произведений Уэллса для своих известных речей и в 1931 году заявлял, что мог бы «сдать экзамен» по его книгам. Влияние писателя сказалось и на политических взглядах Черчилля, главным образом благодаря его научно-популярным работам, таким как книга предсказаний «Ожидания» («Anticipations»).
Однако Черчилль читал и художественные произведения Уэллса, хотя иногда критиковал их за недостаток действия и чрезмерную задумчивость. После выхода «Ожиданий» в 1901 году издатели отправили экземпляр Черчиллю. Тот ответил письмом, в котором сообщил, что читает всё, что пишет Уэллс. Уже в следующем году они встретились лично и поддерживали переписку до самой смерти писателя в 1946 году.
Авраам Линкольн и Карл Маркс
Можно предположить, что политики в свободное время читают труды философов и экономистов, а не писателей-фантастов. Так было и с Авраамом Линкольном. Но среди мыслителей, с которыми он поддерживал контакт, встречались довольно неожиданные фигуры.
Линкольн не был социалистом или коммунистом, однако читал работы Карла Маркса и даже переписывался с ним. Разница в возрасте между ними составляла всего девять лет, а общим знакомым был Чарльз Дана. Работая главным редактором газеты New York Tribune, Дана нанял Маркса в качестве британского корреспондента. Позднее он ушёл из издания, чтобы стать советником Линкольна во время Гражданской войны в США.
В 1865 году Маркс написал Линкольну, поздравив его с переизбранием и отметив его решимость бороться за отмену рабства. Линкольн ответил через посла США в Великобритании, назвав Маркса и его сторонников «друзьями». Эта переписка была опубликована в газетах по обе стороны Атлантики, а сам Маркс с удовлетворением писал, что она заставила буржуазию «качать головой» в недоумении.
Мэри Тодд Линкольн и королева Виктория

После убийства Авраама Линкольна внимание общественности переключилось на его вдову, Мэри Тодд Линкольн. Все хотели узнать, сумеет ли она справиться с горем и вести себя «достойно» по меркам XIX века. А в то время это означало — не проявлять эмоций на публике.
Однако Мэри, как предполагают историки, страдала от серьёзных проблем с психическим здоровьем и, возможно, была биполярной. Она не могла скрывать своё горе. Из Белого дома доходили слухи, что вдова президента часто плачет, кричит и впадает в истерики. Для многих современников это выглядело как попытка привлечь внимание. Но были и те, кто относился к её состоянию с сочувствием.
В апреле 1865 года она получила тёплое письмо соболезнования от другой вдовы — королевы Виктории. Британская монархиня, потерявшая мужа в 1861 году и описавшая себя в письме как «совершенно убитую горем», никогда не встречалась с первой леди США. Тем не менее она не смогла остаться в стороне, видя, какое испытание выпало на долю Мэри Линкольн. Это послание заметно отличалось от привычного холодного образа Виктории и её знаменитого «жёсткого самоконтроля».
Екатерина II и Вольтер
Ещё одна императрица, которая вела переписку с выдающимися людьми своего времени, — Екатерина Великая. Многие годы она обменивалась письмами с французским философом и писателем Вольтером. Их отношения целиком развивались в письменной форме — они так и не встретились лично.
Став императрицей после смерти мужа Петра III, Екатерина активно покровительствовала искусствам и считала себя в какой-то мере философом. Это побудило её искать общения с ведущими мыслителями эпохи. Некоторые, как Вольтер, уже восхищались ею и охотно отвечали на письма. Несмотря на авторитарный стиль правления, в сравнении с французской монархией Вольтер относился к Екатерине с симпатией.
Он ценил её настолько, что держал в своей спальне её портрет. Всего они обменялись 26 письмами, которые историки называют «интимными», а не дипломатическими. Содержание этой переписки стало известно лишь в 2006 году, когда российский арт-дилер купил её у частного коллекционера в Париже за 583 200 евро.
Элвис Пресли и Ричард Никсон

Нужен особый уровень славы и влияния, чтобы быстро нацарапанное письмо на бланке авиакомпании обеспечило встречу с президентом США. Но к 1970 году Элвис Пресли уже обладал именно таким статусом. В декабре того года он прилетел в Вашингтон, передал письмо в Белый дом — и всего через несколько часов оказался в одном кабинете с Ричардом Никсоном.
Цель Элвиса была проста: он хотел получить жетон Бюро по борьбе с наркотиками и опасными веществами, чтобы пополнить свою коллекцию полицейских значков. Для этого требовалось звание федерального агента, и он решил обратиться к человеку, который имел власть это одобрить.
В письме Пресли писал о своей любви к родине, о том, что его воспринимают как «своего» даже в антиправительственных кругах, и о своём интересе к теме наркомании и методам «коммунистического промывания мозгов». На встречу он принёс президенту пистолет в подарок, а в ответ получил заветный значок.
Дж. Эдгар Гувер и Мартин Лютер Кинг
Любой, кто борется за социальные перемены, должен быть готов к сопротивлению и к грязным приёмам. Лидер движения за гражданские права Мартин Лютер Кинг-младший не был исключением. Одной из таких атак стало анонимное письмо, хотя было известно, что оно пришло из ФБР.
В то время бюро возглавлял Дж. Эдгар Гувер, который приказал вести слежку за Кингом, включая прослушку его дома и офиса. Получив аудиозаписи его внебрачных связей, в ФБР отправили Кингу копию записи и анонимное письмо. В нём его называли «злом», «грандиозным обманщиком» и обвиняли в «аморальности, худшей, чем у животного».
Тон письма выходил далеко за рамки попытки опозорить или дискредитировать Кинга. Сенатский комитет позже признал его попыткой довести Кинга до самоубийства. Однако он не поддался давлению, а пресса отказалась публиковать подобные материалы. В результате письмо стало известно общественности только спустя десять лет.
Александр Грэм Белл и Хелен Келлер

Хотя его самая известная разработка была связана со звуком, изобретатель Александр Грэм Белл всегда проявлял особое внимание к людям с нарушениями слуха. Позднее он признавался, что работа с глухими приносила ему больше удовлетворения, чем слава создателя телефона.
Некоторые его методы подвергались критике, но его дружба и поддержка слепоглухой писательницы Хелен Келлер ясно показывают, что он искренне заботился о таких людях. Белл познакомился с ней в 1886 году, когда она была ребёнком, и поддерживал её всю жизнь. Она часто бывала в его доме, а он не только помогал ей деньгами, но и учредил трастовый фонд для оплаты её учёбы в престижном колледже Рэдклифф.
Около 1900 года Белл научился пользоваться брайлевской печатной машинкой, чтобы писать письма Келлер лично. Его первый брайлевский текст произвёл на неё сильное впечатление. Она ответила, что не нашла ни одной ошибки и что чтение письма было «почти как рукопожатие».







