
Александр Митта, выдающийся представитель отечественной кинематографии, ушел из жизни 14 июля, прожив вдохновляющих 92 года. Его талант оставил яркий след в истории российского и мирового киноискусства.
От детства до первых побед в искусстве
Будущий мастер родился в самой крупной культурной столице страны — Москве, 28 марта 1933 года. В детстве Александр Наумович носил фамилию Рабинович. Уже с ранних лет он проявлял пытливость ума и творческий подход, что в дальнейшем прекрасно сочеталось в его биографии. В 1955 году он успешно завершил обучение на инженерно-строительном факультете Московского инженерно-строительного института имени В. В. Куйбышева. Одним из преподавателей молодого Митты был прославленный архитектор и символ советского авангарда Константин Мельников, чье влияние вдохновило будущего режиссера на поиски новых художественных решений.
Перед началом кинокарьеры Александр попробовал себя в качестве графика и карикатуриста, сотрудничал с рядом популярных изданий того времени. Для работы в журналах он выбрал псевдоним Митта, который вскоре стал узнаваемым в творческих кругах столицы.
Восхождение к вершинам кинематографа
В 1960 году Александр Митта блестяще окончил режиссерский факультет ВГИКа и уже вскоре дебютировал как режиссер, поставив фильм «Друг мой, Колька!..» по пьесе Александра Хмелика в 1961 году. Отличительная черта работ молодого постановщика — глубокий интерес к судьбам обычных людей и истинная человечность во взгляде на жизнь страны. Уже спустя несколько лет Митта попробовал себя и в роли актера, сыграв в культовых фильмах Марлена Хуциева «Застава Ильича» и «Июльский дождь».
Верным своим принципам художественной правды, режиссер всегда искал новые жанровые формы. Настоящей революцией стал легендарный фильм «Экипаж», увидевший свет в 1979 году. Это была первая в СССР полнометражная картина в жанре фильма-катастрофы, мгновенно завоевавшая сердца миллионов зрителей и ставшая одной из самых посещаемых в истории отечественного кинопроката. «Экипаж» открыл новые границы для советского кино и показал, что и на отечественной почве возможно создавать эмоциональное и захватывающее зрелище мирового уровня.
Яркие картины, создание учебных программ и общественное признание
За долгие годы Александр Митта создал около двух десятков произведений, оставив зрителям настоящие кинематографические клады. Среди известных фильмов с его именем значатся «Сказка странствий» (1983), остросюжетная драма «Затерянный в Сибири» (1990), биографическая лента «Шагал — Малевич» (2013), а также телесериалы, ставшие настоящими хитами: «Граница. Таежный роман» и «Лебединый рай». Каждая работа мастера отличалась вниманием к деталям, искренней симпатией к своим героям и глубоким пониманием жизни.
Но Митта прославился не только как режиссер. Он был блестящим педагогом: его мастерская в Германии, в университете Гамбурга, дала путевку в жизнь целой плеяде талантливых кинематографистов, чьи работы удостаивались престижных международных премий. Его книга «Кино между адом и раем», раскрывающая основы кинодраматургии и секреты построения сценария, стала настоящим учебником для студентов и практикующих авторов во многих странах, оставаясь на протяжении многих лет востребованной и популярной.
Признание и наследие Александра Митты
Творческий успех режиссера был по достоинству отмечен многочисленными наградами и премиями, среди которых особое место занимают призы престижного кинофестиваля «Кинотавр» (2001, 2013) и национальная кинопремия «НИКА» (2017). Александр Митта также стал кавалером ордена «За заслуги перед Отечеством» III и IV степеней в 2024 и 2008 годах. Мастер активно участвовал в работе Союза кинематографистов России и входил в правление Гильдии кинорежиссеров страны. Его вклад в развитие российского искусства и культуру невозможно переоценить.
Яркая, вдохновляющая и позитивная биография Александра Митты — пример для многих поколений творцов. Его фильмы, педагогическая деятельность и общественная позиция сделали его одной из ключевых фигур в истории российского кино. Светлая память и глубокая благодарность мастеру останутся навсегда в сердцах зрителей и коллег.
Источник: www.kommersant.ru







