
В российских законах появляются свежие инициативы, направленные на совершенствование правил предоставления и использования налоговых льгот для участников территорий опережающего развития (ТОР) и Свободного порта Владивосток (СПВ). Новый законопроект, внесенный в Госдуму, призван сделать систему льгот более эффективной, прозрачной и стимулирующей прямо ориентированную инвестиционную активность бизнеса, что важно для ускоренного развития приоритетных экономических регионов страны.
Важные перемены: новые условия для применения налоговых преимуществ
С 1 января 2026 года для новых резидентов на ТОРах и в Свободном порте Владивосток начнут действовать обновленные условия по использованию налоговых и страховых преференций. Ключевая идея изменений — получение льгот станет возможным только при выполнении инвестиционных и отчетных обязательств. Эти поправки в Налоговый кодекс РФ нацелены на точное соблюдение компаниями требований государственно-частного партнерства. Важно, что для новых резидентов после вступления в силу закона предусмотрен переходный период: на протяжении первых двух лет после получения статуса резидента компании смогут пользоваться положенными льготами по действующим ранее правилам.
Прозрачность и дисциплина: стимул для эффективной отчетности
Одна из основных проблем действующей системы — не все резиденты вовремя представляют отчетность в ФНС и другие контролирующие органы. По новым правилам, компании должны регулярно подавать налоговую и бухгалтерскую отчетность. Если за два года подряд организация дважды привлекается к административной ответственности за непредставление отчетов по ст. 19.7 КоАП, она теряет право на льготы в следующем году. Также резиденту необходимо представить информацию о выполнении инвестиционных соглашений в ФНС не позднее 1 июня каждого года, что существенно повышает прозрачность деятельности участников преференциальных режимов.
Формула успеха: соотношение инвестиций и налоговых послаблений
Законопроект вводит понятие "ТВмакс" — максимального объема льгот, которые может получить компания. Формула учитывает, насколько реальный вклад в экономику региона сопоставим с объемом предоставленных государством налоговых преференций. Если инвестиции и расходы на НИОКР (научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы) соответствуют или превышают полученные ранее льготы — компания продолжает использовать преференции. В обратном случае, если реальные инвестиции меньше, применение льгот приостанавливается.
Учитываются исключительно вложения после получения статуса резидента, и только те, что включаются по закону в первоначальную стоимость основных средств (ст. 257 НК РФ) или расходуются на НИОКР (ст. 262 НК РФ). В расчет не принимаются траты на автомобили, мотоциклы, прогулочные суда, строительство жилья, приобретение имущества у взаимозависимых лиц или за счет субсидий из бюджета, а также активы, полученные в ходе реорганизации до даты ее завершения.
Порядок предоставления и региональная ответственность
Расчет объема инвестиций и размера полученных налоговых льгот каждый резидент должен будет ежегодно представлять в ФНС до 25 марта. Такая практика повысит прозрачность и упростит мониторинг эффективности вложений. Данные подаются по состоянию на конец предыдущего года. На основании этих документов региональные структуры смогут оперативно и объективно оценивать право компаний на получение дальнейших налоговых преимуществ.
Также на уровень субъектов Федерации возлагается разработка и принятие региональных нормативных актов, регулирующих детальные инвестиционные обязательства, допустимые отклонения от плановых показателей, а также специфику расчета инвестиционной эффективности. Такие законы регионального уровня должны быть приняты до 1 декабря 2026 года. Регламентируя вопросы льгот, субъекты РФ будут стимулировать честную конкуренцию, сохраняя индивидуальный подход к развитию территорий.
Эффективность на контроле: цифровизация и борьба с "сверхдоходностью"
Современные инструменты оценки уже внедряются в систему контроля эффективности налоговых льгот. Например, аналитическая платформа "Эффективность льгот", запущенная Минфином совместно с ФНС в 2022 году, позволяет комплексно проанализировать, насколько результативны меры господдержки резидентов за период 2017–2023 гг. В ходе анализа выявлено, что некоторые участники преференциальных режимов достигали "сверхдоходности", иногда – без существенного роста фактических инвестиций, что и стало одной из причин запуска инициативы по совершенствованию законодательной базы.
Позитивные изменения: новые возможности для бизнеса и экономики
Корректировка механизма предоставления льгот открывает новые горизонты для качественного развития преференциальных зон. Компании, ориентированные на реальные инвестиции и добросовестное выполнение обязательств, получат дополнительные стимулы для долгосрочного развития и расширения бизнеса. Благодаря четким правилам, формируемым Госдумой при активном участии Минфина и ФНС, поддержка будет оказываться тем, кто готов вкладываться в региональные экономики и демонстрировать максимальную открытость в своей деятельности.
Такие преобразования способствуют не только оздоровлению инвестиционного климата, но и формируют новый вектор деловой культуры — основанный на ответственности и прозрачности. Это гарантирует, что бюджетные средства будут работать наиболее эффективно, а территориям развития удастся раскрыть свой потенциал намного быстрее за счет притока ответственных инвесторов. Новая система оценки и сопровождения льгот, о которой заботится законодательная и налоговая политика, позволит гармонично балансировать интересы государства, бизнеса и общества.
В целом, изменения в Налоговом кодексе рассчитаны на создание комфортных и прозрачных условий для бизнеса, что непременно скажется на увеличении деловой активности, расширении объемов инвестиций и ускорении темпов социально-экономического роста Дальнего Востока и других стратегических регионов России.
Источник: primamedia.ru







